СМИ неоднократно анонсировали запуск системы, позволяющей проверять ОСАГО с помощью дорожных камер, но каждый раз дата переносилась. Час «икс» настал. В ноябре в Москве заработает такая камера, пока одна и в тестовом режиме.
Использование системы фото-видеофиксации для проверки полисов ОСАГО обсуждается властями уже несколько лет – с 2016 года. Как оказалось, не такое это уж и простое дело. Необходимо создать специальную IT-систему, включающую в себя отдельную базу розыска авто и алгоритм проверки данных. Госавтоинспекция, Российский Союз автостраховщиков и Департамент транспорта Москвы не могут синхронизировать свои базы данных, рассказал Авторадио разработчик камер фиксации Сергей Ласкин:

Задача камеры была, есть и будет - сфотографировать автомобиль и распознать его номер, передать номер в центр обработки данных. А дальше начинается всё самое интересное. Поэтому я недоумеваю каждый раз, когда мне говорят, что вот, какая-то одна камера… Можно подумать, что она сама обращается куда-то в какие-то базы данных. Это просто взаимодействие двух баз данных. То, что они криво написаны - да, это факт. Потому что серверные станции находятся в разных местах. У РСА своя серверная площадка, у ЦОДД другая. Проблема просто во взаимодействии этих баз данных."

По итогам всех совещаний был придуман алгоритм. Союз автостраховщиков сформирует некий массив данных обо всех действующих полисах ОСАГО на конкретную дату и передаст его ГИБДД. В этом массиве будет информация исключительно о машине без фамилии и имени владельца, поскольку на одного человека может быть оформлено несколько полисов. МВД, используя данные страховщиков, «дополнит» их сведениями о номере машины и передаст это в Московский Центр Организации дорожного движения. И ЦОДД будет использовать этот массив как своеобразную «базу розыска». Если под камерой проехала машина, сведений о которой нет в базе, то это будет расценено как признак нарушения. Штраф за езду без полиса ОСАГО – 800 рублей.
Но некоторые эксперты считают, что ужесточение контроля за теми, у кого нет ОСАГО, делается не в интересах безопасности, а в интересах страховых компаний, продолжает президент общества по защите прав страхователей "За справедливые выплаты" Александр Коваль:

У нас 4-5 миллионов автомобилистов ездят без полисов ОСАГО. Потому что первое - он стал для них слишком дорог. Второе - его часто просто физически невозможно купить. Третье - вместе с ОСАГО автовладельцу навязывают ещё дополнительную страховку. И последнее – если случится ДТП, намучаешься бегать, добиваться выплат. И люди решили просто полисы не покупать, чего добились сами страховщики. И в этой связи появилась идея контролировать это, чтобы люди покупали полисы и платили премии страховщикам. Здесь забота о материальном положении страховщиков.

И тем не менее, по итогам эксперимента, если его признают удачным, парк дорожных камер, подключённых к системе, будут расширять. При этом автоэксперты говорят: перед этим было бы неплохо продумать ещё и упрощённую процедуру обжалования штрафов, если квитанции будут выписаны неправомерно.