В сфере ОСАГО снова ожидаются изменения. На этот раз Центробанк планирует расширить условия получения денежной компенсации в случае аварии.

В частности, предлагается снять ограничение на число столкнувшихся автомобилей. Сейчас к страховщикам в рамках ОСАГО могут обратиться только двое автомобилистов.

На первый взгляд, инициатива хорошая и должна облегчить жизнь водителям, считает председатель Московского отделения комитета по защите прав автомобилистов Алексей Дозоров:

"Наверное, это хорошо, потому что сейчас, когда автомобилей больше чем два, то возникает большая проблема по общей выплате. Там же сумма виновника делится между всеми заинтересованными лицами, а при прямом возмещении будет тогда уже на каждый индивидуальный случай общая сумма выплаты. И, вообще, просто эти дела тянутся очень долго, потому что вот приходится обращаться именно в компанию виновника, а так будет каждый в свою страховую компанию обращаться. То есть если это будет всё нормально сделано, нормально прописано в законе, я думаю, что автомобилистам это будет всё на пользу".

Фото: Илья Питалев/ РИА Новости

Но другие эксперты усмотрели в инициативе подвох и считают, что подобные шаги - это подготовка к либерализации тарифов ОСАГО. Страховщики добиваются именно этого, а в обмен предлагают вот такие поблажки. На самом же деле, если снимут ограничение на количество автомобилей – доказать, кто виновен в аварии, станет сложнее, говорит автоюрист Сергей Радько:

"Зачастую даже когда два автомобиля столкнулись и есть противоречия, и то не всегда можно установить - кто виновен. А если их несколько, то кто и как будет это устанавливать с учётом того, что ГИБДД, вообще, желает отказаться от выезда на места ДТП, где нет пострадавших. А сейчас ещё и поговаривают о том, что хотят допустить оформление европротокола, в случае даже если есть противоречия. И, соответственно, если это будет сделано, то непонятно, как будет решаться вопрос о виновнике. Ведь страховщик возмещает ущерб за своего страхователя в случае наличия оснований для возмещения вреда, который есть в общих нормах закона. Соответственно, если будут разногласия, а как правило, разногласий бывает очень много, то как будет определяться порядок выплаты пока, если честно, механизм непонятен".

Кроме того, юристы отмечают: все эти меры направлены на то, чтобы минимизировать количество вызовов сотрудников ГИБДД на место происшествий, так как инспекторов не хватает. Но, как показывает практика, отсутствие сотрудников при оформлении аварии, зачастую ведёт к тому, что автовладельцы остаются ни с чем и вынуждены ходить по судам.


В РСА ситуацию пока не комментируют, только настойчиво продолжают говорить об убыточности страховых компаний. Например, по данным "АльфаСтрахование", по итогам первого квартала текущего года, убытки отмечаются в 49 российских регионах. А это означает, что страховщики будут придумывать новые способы получить прибыль.