В период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ психологи рекомендуют родителям не перекладывать свою тревогу на детей. Лучше вместе поговорить о страхах: своих и детских, рассказать о своих личных эмоциях, связанных с этим периодом. Во время подготовки к экзаменам детям особенно важна поддержка родителей. В такой момент нужно дать детям понять, что их любят, принимают безусловно, а результаты экзамена не изменят родительской любви. Об этом в беседе с Авторадио рассказала психолог, эксперт детско-родительских отношений Анна Кульчицкая:

«Родители должны ребёнку проговорить, что они ребёнка любят таким, какой он есть. Потому что это неочевидно для человека. И всегда ему хочется это услышать, что они его принимают таким, какой он есть, что они очень хотели бы, чтобы он сдал хорошо или поступил куда-то. Но, что бы ни было, в любом случае важнее всего, чтобы он был здоровый, их, на месте, ребёнок. И в любом случае они поймут и что-то с этим сделают вместе. То есть дать вот это спокойствие, чтобы ребёнок понимал, что на том, что он неправильно сдаст экзамен, жизнь не закончится. И конца света не будет».

Чтобы защитить нервную систему от перегрузки и эмоционального напряжения, эксперт рекомендует родителям и детям временно отвлечься от процесса подготовки к экзаменам.

«И нужно вообще выпасть из этого потока. Родителям куда-то отвезти ребенка на какое-то время. Сделать что-то, чтобы он не был там постоянно и не гнал до экзамена. В дома отдыха съездили, в парке погуляли, к бабушке съездили. И лучше, конечно, совместно. Потому что с друзьями может быть другая ситуация, поскольку они тоже не отдыхают, не отвлекаются. И плюс в стрессе их можно толкнуть, наоборот, на девиантное поведение, на алкоголь, еще на что-то. А вот именно семейно снизить накал, чтобы вообще выпал из этой школьной жизни, из этой темы».

Как пишут Известия со ссылкой на экспертов, часто взрослые усиливают значимость экзамена словами «от этого зависит твоя жизнь». Зацикливание плохо сказывается на физическом и психологическом здоровье подростка. Отмечается, что почти у половины школьников снижается вес, обостряются хронические заболевания. Часто у детей случаются нервные срывы, панические атаки.